Германский опыт реформ в электроэнергетике
Был ли он учтен реформаторами в России?

Как сторонники, так и противники реформ в электроэнергетике по варианту Чубайса-Грефа регулярно ссылаются на опыт преобразований в других странах мира. Кто приводит в пример Великобританию, кто Бразилию, а кто и печально известный опыт Калифорнии. Однако все эти примеры вряд ли полностью применимы к России. Гораздо большего внимания заслуживает опыт реформирования электроэнергетики в Германии, где и структура экономики, и социальная структура населения (в Восточной Германии) гораздо больше соответствуют российским.

В настоящее время Германия является вторым производителем электроэнергии в Европе после России. Больше половины энергии производится на электростанциях, работающих на угле, около 30% - на атомных станциях. И лишь около 20% электроэнергии вырабатывается электростанциями, работающими на газе, мазуте или так называемых альтернативных источниках энергии (ветре, солнечной энергии и т.п.).

В структуре топливного баланса немецких энергокомпаний доля угля превышает 50%, что, учитывая необходимость диверсификации сырьевых источников, является перспективной задачей и для нашей страны.

Кроме того, Германия и Россия являются социально ориентированными государствами, что накладывает свой отпечаток на отношения с потребителями.

Энергетика ФРГ имеет достаточно сложную структуру. Наряду со всемирно известными крупными компаниями - RWE, Ргеisen Еlескtга, Steag - существует еще около 950 электроснабжающих компаний и 1500 блок-станций на промышленных предприятиях. Фактически в Германии представлена вся гамма отношений - как с собственниками, так и с потребителями.

Сила конкуренции в электроэнергетике Германии обусловлена не только противостоянием этих компаний, но и чрезвычайно сильной активностью производителей из десятка других стран Европы, с которыми ФРГ связана разветвленными электрическими сетями.

Преобразования в электроэнергетике Германии начались в 1996 г. При этом изначально реформы были нацелены на противозатратный принцип. Причина не только в том, что резерв мощности немецкой энергетики (полностью обеспеченный топливом) после объединения ФРГ и ГДР составил около 30%. Еще примерно 50 млн кВт избыточных мощностей находится в собственности компаний, работающих в других европейских государствах.

Однако, в отличие от России, при реформировании электроэнергетики не было никакой радикальной ломки. Прежде любых изменений была полностью принята необходимая законодательная и нормативная база по электроэнергетике. Причем стоимость различных видов топлива для электростанций была взаимоувязана и находилась на уровне цен мирового рынка. Ни одна из энергокомпаний не сменила свою организационную структуру. Если это была вертикально-интегрированная компания, то она таковой и осталась. Если это была распределительная компания, она не превратилась в вертикально-интегрированную. Все изменения проводились очень щепетильно с точки зрения сохранения хозяйственных связей.

Требование о дерегулировании и разделении бизнеса в электроэнергетике не привело к дроблению капитала, а осуществлялось за счет отдельного учета затрат, поскольку прибыль выделенных по бизнесу отдельных компаний - транспорт, генерация, сбыт - была объединена в холдинге.

До реформы около 90% электроэнергии Германии производилось семью крупнейшими энергокомпаниями. После реформы таких компаний не стало вдвое больше. Напротив, после соответствующих переговоров их стало четыре. И именно это (а не некая эфемерная конкуренция, на которую надеется российское правительство, желающее раздробить РАО “ЕЭС России”) привело к повышению курса акций, снижению стоимости электроэнергии и как следствие к повышению конкурентных преимуществ немецких товаров.

Причем в Германии слиянием гигантов дело не ограничилось. Сотни мелких компаний стали дочерними предприятиями этих самых гигантов, что позволило еще больше консолидировать капитал.

В ходе преобразований появились следующие крупные компании: RWЕ объединилась с VEW. Общая выработка энергии составляет 209 млрд кВт-ч. Ргеisen Еlескtга объединилась с Ваienwerk (196 млрд кВт-ч). Третье и четвертое места принадлежат соответственно ЕNВW (55 млрд) и VEAG (49 млрд). Их средняя мощность в 12 раз превосходит среднюю мощность российских региональных компаний (AО-энерго). Даже мощность крупнейшей российской энергокомпании Мосэнерго в 3 раза меньше, чем средний показатель для германских компаний.

В Германии продекларировано и подтверждено соответствующими нормативными актами свободное ценообразование и для генерации, и для транспорта электроэнергии. Однако для повышения тарифа на электроэнергию необходимо, чтобы был соответствующий рост инфляции в промышленности, и кроме того, должен быть соответствующий рост цен на мировом рынке энергетического угля. А для того чтобы изменить тариф для населения, должен быть соответствующий рост доходов граждан.

Для контроля за ростом тарифов на услуги электрических сетей успешно применяется метод эталонного сравнения, методика которого была опробована в сетевых компаниях Норвегии и других стран Европы. При этом по каждой статье затрат, в отличие от других стран, эталоном являются не только лучшие электросети Германии, но и сетевые компании из других стран Старого Света.

Во время реформ был отвергнут принцип выделения сетевого бизнеса для формирования единой национальной сетевой компании - дабы избежать создания монополии. Сети остались в собственности энергокомпаний. Причина понятна: любая монополия, тем более частная, - это достаточно закрытый бизнес, который без грамотного сравнения с аналогами не имеет стимулов к снижению затрат. Например, затраты в сетях РАО "ЕЭС" значительно выше, чем в независимых компаниях Иркутск-энерго, Татэнерго и Башэнерго.

Социальная направленность немецкой Конституции предопределила организацию контрольных функций в энергокомпаниях. В Германии запрещено включение наемных менеджеров в состав совета директоров компаний. Так, в крупнейших энергохолдингах ЕОN и RWЕ в состав совета директоров избраны представители профсоюзов, трудящихся, банков, страховых компаний, министры и члены парламента земель и крупных городов.

Такая система корпоративного контроля снимает вопросы о прозрачности деятельности менеджеров, вызывает доверие к тарифной политике, делает акции компаний надежным инструментом инвестиций.

При реформировании энергетики бывшей ГДР особое внимание было обращено на повышение финансовой устойчивости коммунальных хозяйств, которые, как и в России, катастрофически утяжеляют муниципальные бюджеты. Коммунальное хозяйство Восточной Германии, представленное в основном многоквартирными муниципальными домами, было основным сектором рынка, где не удалось достигнуть полной оплаты энергии.

Прежде всего, система тарифов на теплоэнергию была переведена на европейские методики распределения топливных затрат между тепло- и электроэнергией. В ГДР экономия топ-дива при комбинированной выработке энергии на ТЭЦ относилась на электроэнергию, а расход топлива на выработку теплоэнергии считался так же, как и для котельных.

После этого в течение 3-5 лет проводилась работа по реконструкции домовых систем теплоснабжения. В результате в каждой квартире появился свой счетчик тепла, а на каждой батарее термостат. Только тогда оказалась гарантированной платежеспособность этого сектора потребления, что позволило работать над реформами электроэнергетики.

Любопытен еще один факт: Германия не остановилась на создании крупных энергокомпаний. Последовательно, шаг за шагом, они превращаются в энергоугольные и энергогазовые корпорации. RWЕ, например, недавно купила угольные разрезы в США и ЮАР мощностью в десятки миллионов тонн. EON объединился с Рургазом.

Печально, что опыт реформ в Германии, видимо, не был учтен реформаторами в России. Чем это обернется - будет ясно уже в ближайшие годы.

В. К.

Источник: журнал “Мировая энергетическая политика”, 2002. - №8.