Дом Натали No 18(1) 1996 г.

Миллионы слов, часы звучания музыкальных произведений, километры кино- и фотопленки одухотворены тайной любви - а мы так и не понимаем до сих пор, что же это такое. Кажется, любовь не поддается никакому анализу. Невероятное количество попыток познать это противоречивое чувство находит отражение в мириадах определений, большинство из которых взаимоисключающи. 90 процентов мужчин и женщин, по крайней мере, раз в жизни, пали добровольными "жертвами" этого, по словам Оскара Уайльда, "временного умопомешательства". Поэты и писатели, пытающиеся совладать с загадкой по имени "любовь", пришли к впечатляющему разнообразию выводов. Любовь - болезнь, слабоумие, мудрость дураков; она слепа, вредна, своенравна. Все это и многое другое лишь разновидности феномена любви, вобравшего в себя такое многообразие оттенков и создающего столько типов отношений между людьми. Итак, поговорим о светлом времени, Когда вы влюблены

Поэты правы, на свете не существует более субъективного явления, чем любовь, но все эти владеющие человеком эмоции и чувства производят в организме вполне объективные изменения. В ходе одного научного изыскания определено, что если после введения человеку адреналина, который заставляет сердце биться чаще, показать ему привлекательного представителя противоположного пола, у испытуемого создается ощущение влюбленности. Научно установлено, что любовь сродни наркотическому или алкогольному опьянению. Влюбленные продуцируют определенное количество нейротрансмиттеров - веществ, выделяемых мозгом и создающих ощущение эйфории. Этот стимулянт заставляет чаще биться сердце, повышая активность, а увеличение пропускающей способности сосудов алеет румянцем на щеках влюбленных. Концентрированное содержание этих веществ обостряет наше восприятие мира - цвета кажутся более яркими, мы обостреннее слышим звуки и вообще чувствуем себя заново родившимися. Естественно, что мы чувствуем все большую потребность в этих дивных ощущениях - и вот мы уже зависимы от них. Когда количество этих "микробов любви" снижается, человек страдает от недомогания, известного врачам как "синдром абстиненции". Однако, говорят, можно утешить разбитые сердца шоколадом, который признан искусственным стимулятором природных эйфориков. Он поднимает настроение, что частично объясняет пристрастие к шоколаду, как к средству от депрессии.

Любовь слепа

Купидона часто изображают с повязкой на глазах, пускающего свои стрелы в самых невероятных и нежелательных направлениях. Человек в состоянии влюбленности часто не может правильно расценить действий своей пассии. Психолог доктор Бреннер поставил эксперимент с молодой парой, во время которого он просил их наблюдать сначала за действиями друг друга, а затем незнакомого человека. Проверка показала, что оба очень точно помнили все действия незнакомца, но не помнили, что делал их партнер. Вывод был таким: чем сильнее эмоции, переживания, тем значительнее искривления памяти. Таким образом, несмотря на пристальные взгляды влюбленных друг на друга, то, что они видят на самом деле, мозг редактирует и приукрашивает.

Свобода и ответственность

Когда мы сдаем свои позиции, не в силах устоять перед чьей-то привлекательностью, мы подвергаем себя немалому риску. Успехи контрацепции и освобождение от позора, с которым всегда были связаны внебрачные сексуальные отношения, означают, что во многих обществах процесс сближения ускорился. Однако страх перед СПИДом и венерическими болезнями заставляет многих пересматривать моральные стереотипы, возвращаясь к изрядной доле ответственности в романтических отношениях. Выражение "потерять голову от любви" имеет почти буквальное значение, т.к. человек теряет контроль над окружающим его миром. Французы называют оргазм "маленькой смертью" из-за полного расслабления и временной утраты собственного "я" в момент наивысшей степени экстаза.

Хотя ритуалы ухаживания варьируются в разных культурах, какие-то шаги влюбленных навстречу друг другу можно было бы объединить под шестью названиями.

Мания - вихрь страстей и настроений, захвативший влюбленных, в апогее своих чувств они одержимы, ревнивы и зависимы. Как капля морской воды содержит в себе всю соль мирового океана - разрушительная страсть Отелло к Дездемоне - яркий пример такой любви, часто ведущей к преступлению, самоубийству.

Эрос - объединяющее название не только физической, но и вполне романтической любви. Такие любовники верят в страсть с первого взгляда, которая, как правило, внушена им физической привлекательностью. Первые ласки и поцелуи имеют для них особое значение, их переполняет чувственность, и они много времени посвящают занятиям любовью.

Людус - это любовь-флирт, любовь-игра с поддразниванием и легкомысленным заигрыванием. Любовники этой категории не испытывают и тени любовных мук и не принимают всерьез своих партнеров, они готовы тотчас порвать отношения, как только почувствуют, что зашли слишком далеко. Лучший пример Людус-любовника - Казанова. Главным для него было добиться своей цели в любовной охоте. Когда же победа одержана, он жаждет новых альковных приключений.

Прагма - здесь царят реализм и практичность. Романтики нет и в помине, любовники-партнеры трезво оценивают свои отношения, учитывая все обстоятельства, на фоне которых они строятся. Прежде чем дать своим отношениям как-либо развиться, они точно определяют степень своего доверия друг другу. Благодаря отсутствию драматических ситуаций, этот тип любовной связи является прочным фундаментом брака по расчету, разумным фоном для прочных и долговременных отношений.

Эгэйп - любовь-самоотречение, стремящаяся к достижению духовного совершенства. Женщина, посвятившая себя заботе о престарелых родителях или брошенных детях, - носитель такой любви - альтруистической и жертвенной.

А теперь - самое главное. Понимание и знание бессознательного языка нашего тела могут существенно повысить шансы у противоположного пола и перевести общение на более высокий уровень.

Влюбленный мужчина

Словно павлин, распускающий свой сияющий красками хвост, он старается произвести на даму благоприятное впечатление. Исследования установили, что решающими являются первые четыре минуты встречи, именно за этот период складывается наше впечатление о другом человеке, оно самое сильное и часто принимается нами за любовь с первого взгляда. Впрочем, в этот момент мы можем почувствовать и безотчетное, но весьма устойчивое чувство неприязни.

Сексуально агрессивные мужчины часто принимают "позу ковбоя", закладывая большие пальцы рук за поясной ремень. При этом остальные пальцы недвусмысленно направляют взгляд женщины на мужские достоинства кавалера, еще более очевидные, если на нем обтягивающие джинсы. Более сдержанные личности стоят, держа руки на бедрах, однако этот жест рискует показаться женственным. Наиболее утонченный вариант из этого спектра - рука в кармане пиджака или брюк. Хотя рука скрыта от взоров тканью, этот жест подчеркивает стиль поведения. Перелистав лишь несколько журналов с рекламой мужской одежды, мы обнаружили, что руки в карманах и за поясным ремнем подчеркивают мужественный характер предлагаемой одежды.

Влюбленная женщина

"Если вы обладаете этим (шарм), вам больше ничего не надо, если же у вас этого нет, не важно, есть ли у вас что-то еще".

Сэр Джеймс Бэрри. "То, что знают все женщины"

Женщина, желая понравиться, способна представить неизмеримо более богатый репертуар приемов. Даже очень красивая женщина, чье тело молчаливо, жесты скупы, а мимика невыразительна, - малопривлекательна, так как создает невидимый барьер установлению дружественных отношений.

Сейчас, когда женщины тоже носят брюки, они усвоили ту же манеру "пальцы за ремень", она характерна для уверенных в себе дам. Рука на бедре выглядит намного женственнее, а несколько веков назад этот жест вообще был характерен для опытной проститутки. В Индии верили, что страсть пребывает в правой стороне тела женщины две недели лунного месяца от новолуния до полнолуния, охлаждение происходит в безлунные две недели. Считалось, что смена настроения зависит от движения света и тьмы. Индийских танцовщиц часто изображали в традиционной позе с рукой на бедре - знак, побуждающий к любовному сближению. Сдвигая с нежных запястий к локтю длинные рукава одежды, поигрывая своими украшениями во время разговора, женщина почти бессознательно демонстрирует заинтересованному наблюдателю свою взволнованность, посылает ему символические сигналы, полные эротического содержания.